Mobile menu

Новости

Открытая часть Национального реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков

Открытая часть Национального реестра

экскурсоводов и гидов-переводчиков»

 

1.     Ссылка

https://www.belarustourism.by/guides/

 

Государственная аккредитация на право осуществления деятельности по развитию физической культуры и спорта

       ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ». Государственная аккредитация на право осуществления деятельности по развитию физической культуры и спорта. Приведение в соответствие с Законом уставов организаций.

ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНЕНИЯ!

 27 декабря в Национальном  реестре правовых актов зарегистрировано постановление Министерства спорта и туризма от 18 декабря 2023 г. № 54 «Об изменении постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь» от 16 февраля 2007 г № 3», согласно которому отдельная категория граждан сможет осуществлять деятельность в сфере физической культуры и спорта.

 

 

Законодательство о государственной аккредитации

1) Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте» (далее – Закон)

2) Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 240 «Об административных 2 процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»

3) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»

4) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 416 «О

критериях для прохождения (подтверждения, лишения) государственной аккредитации»

5) Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 15 марта 2022 г. № 9

«Об утверждении регламентов административных процедур»

6) Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 4 июля 2023 г. № 34

«О лишении государственной аккредитации»

 

Отнесение деятельности к физической культуре и спорту

- Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 5 мая 2023 г. № 29 «О перечне и описании видов деятельности, относящихся к сфере физической культуры»

         - Реестр видов спорта Республики Беларусь

 

Основные цели деятельности при наличии, которых юридическое лицо

признается организацией физической культуры и спорта (п. 2 ст. 16 Закона):

- развитие физической культуры (проведение физкультурно-оздоровительной и (или) спортивно-массовой работы);

- развитие спорта (проведение спортивных мероприятий и (или) участие в них,

в том числе спортивная подготовка и представление спортсменов (команд

спортсменов) на спортивных соревнованиях);

- развитие спорта (подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов

высокого класса);

- учебно-методическое обеспечение физической культуры и спорта;

- научно-методическое и медицинское обеспечение спортивной подготовки;

- противодействие допингу в спорте и борьба с ним, организация допингконтроля.

 

 

 

 

Государственная аккредитация и подтверждение этой государственной аккредитации проводятся по следующим направлениям деятельности по развитию физической культуры и спорта (п. 3 ст. 151 Закона):

- на право осуществления деятельности по развитию физической культуры (проведение физкультурно-оздоровительной и (или) спортивно-массовой работы). Деятельность по развитию физической культуры определяется в соответствии с перечнем видов деятельности, относящихся к сфере физической культуры;

- на право осуществления деятельности по развитию спорта (проведение спортивных мероприятий и (или) участие в них) с правом осуществления деятельности по развитию физической культуры (проведение физкультурно-оздоровительной и (или) спортивномассовой работы). Деятельность по развитию спорта (проведение спортивных мероприятий и (или) участие в них) осуществляется по видам спорта, включенным в реестр видов спорта Республики Беларусь;

на право осуществления деятельности по развитию спорта (подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, проведение спортивных мероприятий и (или) участие в них) с правом осуществления деятельности по развитию физической культуры (проведение физкультурно-оздоровительной и (или) спортивно-массовой работы). Деятельность по развитию спорта (подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, проведение спортивных мероприятий и (или) участие в них)

осуществляется по видам спорта, включенным в реестр видов спорта Республики Беларусь.

 

Деятельность по развитию физической культуры и спорта без прохождения государственной аккредитации вправе осуществлять (п. 2 ст. 151 Закона):

 

государственные органы;

Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь, Паралимпийский комитет Республики Беларусь, организации, возглавляющие дефлимпийское движение Беларуси, специальное олимпийское движение Беларуси;

республиканские государственно-общественные объединения, осуществляющие развитие технических, авиационных, военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;

 учреждения образования, иные организации и индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, в рамках реализации образовательных программ.

 

 

 

 

Государственная аккредитация и подтверждение этой государственной

аккредитации проводятся (п. 4 ст. 151 Закона) :

- организациями, возглавляющими дефлимпийское движение Беларуси (общественным объединением «Белорусская спортивная федерация глухих») и специальное олимпийское движение Беларуси (общественным объединением «Белорусский комитет «Спешиал Олимпикс»), в пределах компетенции по развитию дефлимпийских, специальных олимпийских видов спорта;

- республиканскими государственно-общественными объединениями, осуществляющими развитие технических, авиационных и военноприкладных видов спорта (РГОО «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту»), служебно-прикладных видов спорта (РГОО «Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо»), в пределах компетенции по развитию этих видов спорта;

- Министерством спорта и туризма в отношении: - федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, являющихся международными или республиканскими общественными объединениями (союзами); - организаций, индивидуальных предпринимателей, планирующих осуществлять (осуществляющих) деятельность по развитию спорта (подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса на этапах спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства, проведение спортивных мероприятий и (или) участие в них);

- местными исполнительными и распорядительными органами в отношении организаций, в том числе федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, являющихся местными общественными объединениями (союзами), индивидуальных предпринимателей, планирующих осуществлять (осуществляющих) на территории соответствующих административно-территориальных единиц деятельность:

- по развитию физической культуры (проведение физкультурно-оздоровительной и (или) спортивно-массовой работы),

- по развитию спорта (проведение спортивных мероприятий и (или) участие в них),

- по развитию спорта (подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе, проведение спортивных мероприятий и (или) участие в них).

 

 

 

Основные критерии для прохождения государственной аккредитации:

(постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 416)

- наличие государственной регистрации;

- обеспечение наличия мест проведения спортивных мероприятий, использование в этих местах государственных

символов Республики Беларусь;

- обеспечение проведения спортивных мероприятий в соответствии с правилами спортивных соревнований по виду

спорта, положениями о проведении (регламентами проведения) спортивных соревнований, санитарноэпидемиологическими требованиями, а также правилами безопасности проведения занятий физической культурой и

спортом;

- соответствие физических лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта требованиям, установленным в п.2 и 8 ст. 69 Закона;

- отсутствие фактов привлечения к ответственности за неуважительное отношение к государственным и общественным институтам, в том числе государственным символам Республики Беларусь, конституционному строю,

руководителя, заместителей руководителя организации, индивидуального предпринимателя, обратившихся за прохождением соответствующей государственной аккредитации, физических лиц, осуществляющих в этой

организации или у этого индивидуального предпринимателя педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта, а также отсутствие фактов привлечения этих лиц к ответственности за совершение противоправных деяний против порядка управления, общественного порядка и общественной нравственности;

- + соблюдение требований в отношении минимального возраста для занятий видами спорта для подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, проведения спортивных мероприятий и (или) участия в них;

- + дополнительные критерии для подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса по этапам спортивной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

Регламент административной процедуры: (постановление Министерства спорта и туризма от 15.03.2022 г. № 9)

- Форма сертификата о государственной аккредитации на право осуществления деятельности по развитию физической культуры и спорта

- Формы заявлений о проведении государственной аккредитации на право осуществления деятельности по развитию физической культуры и спорта

- Документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры

- Обжалование административного решения, принятого городским исполнительным комитетом осуществляется в судебном порядке

 

Условия осуществления административной процедуры:

(п.п. 11.1 Главы 11 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. пост. СМ РБ № 548, часть первая п. 2 ст. 151 Закона)

- осуществляется в течение 1 месяца;

- бесплатно;

- с выдачей сертификата;

- с 1 января без государственной аккредитации осуществлять деятельность по развитию физической культуры и спорта нельзя!

 

Административная ответственность

за осуществление деятельности по развитию физической культуры и спорта без соответствующей государственной аккредитации:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях Статья 13.3. Незаконная предпринимательская деятельность

3. Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

 

 

 

 

 

 

 

Адрес подачи документов:

 г. Барановичи, ул. Ленина, 22, приемная отдела спорта и туризма Барановичского горисполкома в здании городского стадиона.

Время работы: пн.-пт.: 8.00-17.00

Обеденный перерыв: 13.00-14.00

Сб., вс. – выходные дни.

 

 

 

Цiкавiмся гiсторыяй. Менкa

                           Археалагічны комплексе на р. Менцы

 

 

1. Археалагічны комплекс, вядомы як паселішча на рацэ Менцы, скаладаецца з умацаванага гарадзішча – дзядзінца, чатырох селішчаў, – пасадаў і некалькіх курганных груп, якія ўжо цалкам развораныя.      Гарадзішча размешчана на правым беразе ракі Менкі (правы прыток ракі Пцічы). У яго склад уваходзяць дзве часткі – малое і вялікае гарадзішча. Малое гарадзішча знаходзіцца на мысе, утвораным зліццём ручая Дуная і ракой Менкай. Яно мае авальную пляцоўку памерам 80 х 16 м, невысокія валы акружаюць яго з трох бакоў. Вялікае гарадзішча прымыкае да малога з паўднёва-ўсходняга боку. Памер яго пляцоўкі 120 х 120 м. Гарадзішча з усіх бакоў акружана валам вышынёй 8–12 м, у якім маецца тры разрывы.

Чатыры селішчы знаходзяцца вакол гарадзішча. Селішча 1 непасрэдна далучаецца да гарадзішча з паўднёва-ўсходняга боку і аддзяляецца ад яго ровам. Яго плошча складае прыкладна 9 га. Селішча 2 размешчана з заходняга боку ад гарадзішча, на процілеглым, левым беразе ручая Дуная. Яго плошча не больш за 10 га. Астатнія два селішчы знаходзяцца на левым беразе Менкі. Гэтыя селішчы падзяляюцца ярам, верагодна, рэчышчам перасохлага ручая. Плошча селішча 3 прыблізна складае 6 га, а селішча 4 – 4 га. Сёння селішча 1 расхінаецца, астатнія трапілі пад забудову сучастнай вёскі Гарадзішча.

Упершыню на гарадзішча ў ХІХ ст. звярнуў увагу П. М. Шпілеўскі. У 1930 г. гарадзішча абследаваў краязнавец А. Рынейскі, які апісаў яго і зняў план. Першыя археалагічныя даследаванні ў 30-я гг. ХХ стст. тут праводзілі А. М. Ляўданскі і А. Д. Каваленя. Археалагічныя раскопкі гарадзішча аднавіў у 1954 г. А. Р. Мітрафанаў (даследавана плошча 160 м²). Больш маштабнае даследаванне комплексу праводзіў у 196364, 196768 гг. Э. М. Загарульскі (даследавана плошча больш за 600 м²). У 1969 г. М. А. Ткачоў ажыццявіў зачыстку заходняга профіля паўднёвага разрыву вала вялікага гарадзішча. З 1975 па 1983 гг. комплекс на рацэ Менцы вывучаў Г. В. Штыхаў (даследавана плошча больш за 2500 м²). З 1996 г. па 2000 г. даследаванне праводзіў Ю. А. Заяц (даследавана плошча 236 м²). У 2011–12, 2018, 2020–23 гг. археалагічны комплекс вывучае А. В. Вайцяховіч (даследавана плошча 830 м²).

         У выніку было высветлена, што тэрыторыя, дзе знаходзіцца археалагічны комплекс на р. Менцы, была заселена яшчэ з эпохі мезаліту (8–5 тысяч год д.н.э). Жыццё тут працягвалася і ў эпоху неаліту, і бронзавага веку (5–2 тысячы год д.н.э.), пра гэта сведчаць знаходкі каменных сякер. У эпоху жалезнага веку было пабудавана малое гарадзішча. Адкрытыя селішчы з’явіліся ў ІХ–Х стст. У Х ст. селішча выконвала функцыю гандлёвага і рамеснага цэнтра вялікай вясковай акругі. Мяркуецца, што на мяжы І і ІІ тысячагодзяў н.э. было пабудавана вялікае гарадзішча і паселішча набыло асноўныя рысы, якія былі ўласцівы раннесярэдневяковаму гораду, – умацаваны дзядзінец, да якога далучаліся неўмацаваныя пасады. Магчыма, у гэтыя часы паселішча разам з акругаю ўваходзіць у склад Полацкай зямлі. Пра гэта могуць сведчыць знаходкі донцаў гаршчкоў з выявай трызубца – радавога знака князя Ізяслава Уладзіміравіча, сына полацкай княжны Рагнеды. Большасць вучоных прытрымліваюцца версіі, што паселішча на рацэ Менцы з’яўляецца летапісным горадам Менскам – цэнтрам Менскай воласці Полацкай зямлі, які атрымаў сваю назву ад ракі Менкі. Менавіта з гэтым паселішчам звязваюць падзеі 1067 г., згодна з“Аповесцю мінулых гадоў”: “У год 6575 (1067). Падняў раць у Полацку Усяслаў сын Брачаслава, і заняў Ноўгарад. Трое ж Яраслававічаў, Ізяслаў, Святаслаў, Усевалад, сабраўшы воінаў, пайшлі на Усяслава ў моцны мароз. І падышлі к Менску, і меняне зачыніліся ў горадзе. Браты ж гэтыя ўзялі Менск і перабілі ўсіх мужоў, а жонак і дзяцей захапілі ў палон і пайшлі к Нямізе…” Заняпад паселішча пачаўся ў канцы ХІ – пачатку ХІІ стст., калі на месцы ўпадзення ракі Нямігі ў Свіслач князям Глебам Усяслававічам быў пабудаваны новы горад, а Менская воласць зрабілася ўдзельным княствам.

         Жыццё на паселішчы аднаўляецца ў XIV ст., калі на тэрыторыі гарадзішча ўзікае феадальная сядзіба, а само паселішча ператвараецца ў мястэчка. У метрыцы ВКЛ мястэчка пад назвай Гарадзішча ўзгадваецца пад 1547 г. Сядзібай у розныя часы валодалі прадстаўнікі родаў Статкевічаў, Палубінскіх і Пішчалаў. Адным з апошніх уладальнікаў сядзібы быў Рудольф Пішчала.

         2. Вялікае гарадзішча.

Вялікае гарадзішча прымыкае да малога гарадзішча з паўднёва-ўсходняга боку. Памер яго пляцоўкі 120 х 120 м. Гарадзішча з усіх бакоў акружана валам вышынёй 8–12 м, у якім маецца тры разрывы, два з якіх з’яўляліся ўваходамі на тэрыторыю гарадзішча. З паўднёвага і ўсходняга бакоў прасочваюцца сляды рова, а паўночная частка вала акружана балоцістай поймай ракі Менкі. Мяркуецца, што валы былі збудаваны на мяжы І і ІІ тысячагоддзяў н.э., калі Менская воласць зрабілася часткай Полацкай зямлі. У ніжняй частцы насыпу вала былі выяўлены зрубы, пабудаваныя з дубовых бярвён. Зрубы ставіліся ў два-тры рады адзін да аднаго ўздоўж трасы вала. Унутры яны былі шчыльна забіты пяском і суглінкам. Першапачатковая вышыня зрубнай абарончай сцяны была 4 м, а шырыня першапачатковага вала – 14 м. На вяршыні размяшчаліся драўляныя баявыя галерэі. На працягу ХІ ст. гэтыя ўмацаванні разбураліся ў выніку пажару і вал перабудоўваўся не менш за два разы. Пляцоўка гарадзішча была значна пашкоджана падчас будаўніцтва стадыёна ў 1967 г. У яе паўднёвай частцы культурны слой амаль цалкам быў знішчаны. У выніку археалагічных даследаванняў былі знойдзены развалы печаў каменак, фрагменты ляпных і кругавых гаршчкоў, фрагменты гліняных амфар, шыферныя прасліцы і кавалкі сланца, шкляныя пацеркі, металічныя ўпрыгажэнні, прылады працы і побытавыя рэчы. У ХІ ст. вялікае гарадзішча, верагодна, выконвала функцыю ўмацаванага дзядзінца старажытнага горада.

3. Малое гарадзішча.

Малое гарадзішча знаходзіцца на мысе, утвораным зліццём ручая Дуная і ракой Менкай. Яно мае авальную пляцоўку памерам 80 х 16 м (плошча 0,12 га), невысокія валы вышынёй да 0,3 акружаюць яе з трох бакоў. Ад вялікага гарадзішча пляцоўка малога гарадзішча раней таксама аддзялялася невысокім валам, гэты вал зараз незаўважны. Гарадзішча было пабудавана насельніцтвам культуры штрыхаванай керамікі ў жалезным веку на мяжы І тысячагоддзя д.н.э. і І тысячагоддзя н.э. Пазней, у V–VIII стст. яно выкарыстоўвалася ў якасці сховішча прадстаўнікамі плямён банцараўскай культуры. Трэба адзначыць знаходку пацеркі з егіпецкага фаянсу ІІ–ІІІ стст. У Х ст. гарадзішча магло выкарыстоўвацца ў якасці дзядзінца навакольнага паселішча. Знаходкі вялікай колькасці абпаленага зерня сведчаць пра тое, што ў ХІ ст. тут захоўваліся запасы збожжа. У выніку даследавання былі знойдзены каменныя жорны, шыферныя прасліцы, шкляныя пацеркі, ляпны і кругавы посуд, металічныя ўпрыгажэнні, прылады працы, побытавыя рэчы, дэталі конскана рыштунку і прадметы ўзбраення. З апошніх трэба адзначыць знаходку наканечніка похваў мяча.

4. Могілкі.

У 1975 г. у паўночна-заходняй частцы селішча 1 былі выяўлены сляды грунтовых могілак. Тады было даследавана 18 шкілетаў. Там былі пахаваны дарослыя і дзеці. У 2012 г. было даследавана яшчэ 5 пахаванняў. Усе яны знаходзіліся ў неглыбокіх ямах, закапаных у культурны слой селішча. Шкілеты ляжалі на спіне ў выцягнутым стане галавой на захад. Ніякага інвентару ў нябожчыкаў не было. У выніку даследавання суседніх аб’ектаў было высветлена, што ўсе знойдзеныя пахаванні належаць да могілак, якія функцыянавалі ў XV–XVI стст. у гэтай частцы селішча. Недалёка ад пахаванняў быў знойдзены цэлы гаршчок, у якім, верагодна, прыносілі на могілкі памінальную страву.

 

5.  Селішча 1.

Селішча 1 непасрэдна далучаецца да гарадзішча з паўднёва-ўсходняга боку і аддзяляецца ад яго ровам. Яго плошча складае прыкладна 9 га. Яно выцягнута з захаду на ўсход уздоўж высокай надпойменнай тэрасы правага берагі ракі Менкі. З заходняга боку селішча ляжыць на высокім правым беразе ручая Дуная. У выніку шматгадовых даследаванняў былі знойдзены сляды сядзібнай забудовы Х–ХІ стст. Захаваліся развалы печаў каменак, падпольныя і гаспадарчыя ямы. Прасочаны сляды майстэрні, якая займалася вырабам прасліц з оўручскага сланцу (шыферу). У выніку даследаванняў знойдзены шматлікія фрагменты і цэлыя формы ляпных і кругавых гаршчкоў, у тым ліку фргаменты багата арнаментаванай амфары, фрагменты гліняных патэльняў. Вырабы з каменю прадстаўлены асялкамі, шыфернымі прасліцамі і жорнамі. Шматлікімі знаходкамі з’яўляюцца шкляныя пацеркі Х–ХІ стст., прывезеныя з краін усходу. Пра развіты гандаль сведчаць знаходкі сярэбраных арабскіх манет дырхамаў і вагавых гірак-разнаваг. Акрамя гэтага знойдзены жаночыя ўпрыгажэнні (падвескі, скроневыя кольцы, пярсцёнкі, бранзалеты) і элементы мужчынскага касцюму (фібулы, спаржкі, накладкі на пояс), прадметы хрысціянскага культу (нацельныя крыжыкі) з каляровых металаў. Шматлікія вырабы з жалеза прадстаўлены нажамі, крэсівамі, прыладамі працы, ключамі, сельскагаспадарчымі прыладамі і г. д. Сустаркаюцца рэчы конскага рыштунку (шпора, стрэмя, путы, дэталі бізуна), наканечнікі стрэл, колцы ад кальчугі. Знойдзеныя рэчы дэманструюць, што на селішчы пражывалі рамеснікі, гандляры, прадстаўнікі дружыны. Такі склад насельніцтва сведчыць пра гарадскі характар пасялення.

6. Селішча 2.

Селішча 2 размешчана з заходняга боку ад гарадзішча, на высокім правым беразе ракі Менкі і левым спадзістым беразе ручая Дуная. Яго плошча складае не больш за 10 га. Селішча ўпершыню пачало вывучацца ў 2020 г. У выніку даследаванняў былі выяўлены сляды сядзібнай забудовы і рамесных вытворчых комплексаў. На спадзістым беразе ручая Дуная былі знойдзены аб’екты і матэрыялы, якія адносяцца да ранняй стадыі засялення гэтай тэрыторыі ў ІХ–Х стст. славянскім насельніцтвам. У прыватнасці, былі выяўлены фрагменты ляпных гаршчкоў насельніцтва лука-райкавецкай і роменскай культур. У іншых частках селішча знойдзены сляды дзейнасці ганчара і рамесныя прылады для апрацоўкі каменю. Паміж шматлікіх фрагментаў гаршчкоў другой паловы Х–пачатку ХІ ст. на адным з аб’ектаў было знойдзена донца кругавога гаршчка з выявай трызубца – радавога знака князя Ізяслава Уладзіміравіча, сына полацкай княжны Рагнеды. Іншыя матэрыялы прадстаўлены глінянымі і шыфернымі прасліцамі, шклянымі пацеркамі, жаночымі ўпрыгажэннямі і элементамі мужчынскага касцюма з каляровых металаў, жалезнымі прыладамі і побытавымі рэчамі. Недалёка ад месца ўпадзення ручая Дуная ў раку Менку былі выяўлены сляды ювелірнай майстэрні, якая функцыянавала ў другой палове ХІ – пачатку ХІІ стст. У выніку праведзеных даследаванняў былі знойдзены матрыцы для вырабу паясных накладак, фрагмент пярсцёнка з аблоем, літнікі, фрагменты тыгляў і глінянай ліцейнай фрмы, зліткі каляровых металаў. Акрамя гэтага знойдзены шматлікія свінцовыя гандлёвыя пломбы з выявамі княжацкіх знакаў, святых, літар. Адна з пломб з выявай мяча належала гародненскаму князю Усеваладу. Акрамя гэтага знойдзены накладкі на пояс, арабскія сярэбраныя манеты дырхамы, вагавыя гіркі-разнавагі. Усе знойдзеныя матэрыялы сведчаць пра развітую рамесную вытворчасць і актыўны гандаль як з суседнімі княствамі, так і з больш аддаленымі краінамі.

7. Сядзіба.

У 2022–2023 гг. падчас даследавання заглыблення ў паўднёвай частцы вала Вялікага гарадзішча былі знойдзены сляды згарэлай пабудовы, якая адносілася да сядзібнага комплексу. Драўляная пабудова, у якой знаходзілася печка з кафлі, была ўрэзана ў вал. Яна знікла ў выніку пажару ў другой палове XVII ст. і больш не аднаўлялася. Ад будынка захаваліся развал печы, якая была складзена з цэглы пальчаткі і звонку аздоблена зялёнапаліўнай кафляй, фрагменты згарэлай падлогі і бэлек. Зверху пажарышча было засыпана смеццем XVII–XIX стст. У выніку знойдзены фрагменты глінянага, паліўнага і дымлёнага посуду, вазоны для кветак, фрагменты шкляных бутэлек, фрагменты фаянсавых талерак, у тым ліку вырабленых на “Свержанскай мануфактуры”, фрагменты разнастайнай кафлі, вырабы з жалезу і каляровага металу, манеты і інш.

Памятка туристу

Памятка туристам при обращении в туристические компании

 

Департамент по туризму Министерства спорта и туризма с учетом действующих нововведений Закона Республики Беларусь от 11 ноября 2021 г. № 129-З ”О туризме“ рекомендует потребителям туристических услуг при намерении заказать услуги у туристических компаний:

1)      ознакомиться в открытых источниках с информацией
о туристической компании, в которой планируется приобретение тура либо заказ отдельных услуг, в первую очередь, на предмет существования данной компании. Сведения о статусе туристической компании можно получить на официальном сайте Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
www.egr.gov.by.

Помимо сведений о существовании туристической компании также целесообразно получить информацию о наличии сведений о ней:

в реестре субъектов туристической деятельности, формирование
и ведение которого осуществляется Департаментом по туризму,
по следующей ссылке:
https://mst.gov.by/ru/turizm/reestr-subektov-turisticheskoj-deyatelnosti.html;

в Едином государственном реестре сведений о банкротстве
по следующей ссылке:
https://bankrot.gov.by/;

на сайте журнала ”Юстиция Беларуси“ относительно сведений
о ликвидации туристической компании, перейдя по следующей ссылке:
https://justbel.info/.

Вышеуказанную информацию и иную необходимую консультативно-правовую помощь также можно получить при обращении
в Департамент по туризму по телефону:
+375 (17) 327-23-25 (консультант Департамента по туризму Кречетов Александр Игоревич).

2)      при обращении к туроператору за приобретением услуг ознакомиться с условиями договора. Обращаем внимание, что договор оказания туристических услуг составляется в соответствии
с установленной законодательством типовой формой, обязательной для составления данных договоров, и не должен содержать условия, противоречащие законодательству. Для прочих видов услуг типовая форма договора не предусмотрена.

Типовая форма договора оказания туристических услуг установлена согласно приложению к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2022 г. № 523, текст данного постановления доступен по следующим ссылкам:

https://mst.gov.by/ru/zakonodatelstvo/turizm/postanovleniya.html;

https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22200523.

 

Обращаем внимание на то, что заказчик вправе попросить
у туроператора текст будущего договора для самостоятельного ознакомления вне офисного помещения. Принуждение туроператора
к скорейшему подписанию договора не допускается в силу свободы договоров, определенной законодательством.

Отказ потенциального заказчика от подписания договора
не влечет для него правовых последствий в виде уплаты неустойки
и прочих сумм. Данное положение не распространяется на случаи, когда
в пользу будущего договора уже совершены определенные действия, например, заказчиком внесена часть денежных средств за туристические услуги.

При намерении заказчика приобрести туристические услуги
с заказчиком в обязательном порядке в письменной форме должен быть заключен договор оказания туристических услуг. При этом письменная форма данного договора допускает его заключение как посредством составления одного текстового документа и иными способами, предусмотренными Законом Республики Беларусь ”О туризме“, так
и в электронном виде через сайт турагента или туроператора.

В письменной форме также должен быть заключен договор при заказе отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия (консультирование, визовая поддержка, подбор туров).

В число существенных условий договора оказания туристических услуг входят:

стоимость туристических услуг (с указанием совокупной стоимости туристических услуг, а также стоимости каждой услуги, входящей
в комплекс туристических услуг), сроки и порядок их оплаты;

сведения об исполнителе: наименование субъекта туристической деятельности (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства), банковские реквизиты;

сведения о заказчике: фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, место жительства, наименование (фирменное наименование) юридического лица, место нахождения, контактные данные;

сведения о туристах, экскурсантах, которым оказываются туристические услуги: фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дата рождения, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, права и обязанности;

программа туристического путешествия;

права, обязанности и ответственность сторон;

условия изменения и расторжения договора оказания туристических услуг;

порядок урегулирования споров, возникших между участниками туристической деятельности и исполнителем, и возмещения вреда;

иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При этом если предполагается реализация тура за пределы Республики Беларусь, в договоре оказания туристических услуг также должны быть предусмотрены:

сведения об организации, обеспечивающей исполнение туроператором обязательств по данному договору: наименование организации (страховой организации, банка или ассоциации (союза), место нахождения, контактные данные;

перечень расходов, возмещаемых участникам туристической деятельности, в том числе дополнительных расходов, когда ответственность туроператора застрахована или обеспечена банковской гарантией;

порядок и сроки обращения участника туристической деятельности
с письменным заявлением (по банковской гарантии – с письменным требованием) о выплате денежной суммы в счет возмещения имущественного вреда.

Обращаем внимание на то, что данные условия действуют исключительно при наступлении одного из следующих случаев:

открытие конкурсного производства в отношении туроператора;

прекращение туроператором деятельности в сфере международного выездного туризма или туроператорской деятельности в целом;

принятие решения о ликвидации туроператора в соответствии
с законодательством о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

наличие решения (постановления) о приостановлении операций
по счетам и (или) постановления (определения) о наложении ареста
на денежные средства, находящиеся на счетах туроператора, принятых (вынесенных) уполномоченным органом (должностным лицом);

обстоятельства непреодолимой силы (чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства), возникшие и признанные таковыми в стране (месте) временного пребывания (транзитного проезда) – при совершении туристического путешествия
в эту страну (место);

принятие иностранным государством решения об ограничении въезда туристов, экскурсантов в страну (место) временного пребывания (транзитного проезда) или возникновение обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания (транзитного проезда) туристов, экскурсантов угрозы причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу.

При наступлении данных случаев туроператор обязан в течение трех рабочих дней со дня их наступления:

разместить информацию о наступлении таких случаев на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет;

уведомить о наступлении таких случаев участников туристической деятельности по договорам оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма.

Одновременно такая информация отражается в реестре субъектов туристической деятельности (https://mst.gov.by/ru/turizm/reestr-subektov-turisticheskoj-deyatelnosti.html), а также направляется в адрес организации, обеспечивающей исполнение туроператором обязательств.

Обращаем внимание на то, что данное регулирование
не распространяется на предоставление услуг ненадлежащего качества,
а также на иные случаи ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору оказания туристических услуг, поскольку в этом случае туроператор и заказчик решают данные вопросы самостоятельно
в претензионном или ином досудебном порядке.

Претензионный или иной досудебный порядок регулирования споров является обязательным при возникновении тех или иных споров, вытекающих из договора оказания туристических услуг, и должен быть соблюден до обращения заказчика (туриста, экскурсанта) в суд.

При реализации тура за пределы Республики Беларусь заказчику
в обязательном порядке под роспись в соответствующей графе договора оказания туристических услуг доводится информация о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта.

Обращаем также внимание на то, что если в договоре оказания туристических услуг не отражены все его существенные условия, такой договор считается не заключенным. В этой связи:

договор оказания туристических услуг является ничтожным,
он не влечет никаких юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью;

у туроператора или уполномоченного им турагента нет оснований для приема от заказчика денежных средств за туры, равно как туроператор обязан возвратить заказчику все полученное по такому договору.

Одновременно оказание туристических услуг или услуг, связанных
с организацией туристического путешествия, без заключения договора
не допускается. В противном случае туроператор может быть привлечен
к административной ответственности за нарушение законодательства
о торговле и общественном питании, оказании услуг населению, куда также относятся Правила оказания туристических услуг.

Также полагаем целесообразным отметить, что реализация туров осуществляется исполнителем самостоятельно либо через уполномоченного турагента.

Турагент не является стороной договора оказания туристических услуг, поскольку выступает представителем исполнителя. Однако
в договоре должны быть предусмотрены условия о вверенных ему полномочиях, включая подписание договора от имени исполнителя, подбор туров по запросам заказчиков, прием от них денежных средств
за туры и совершение иных юридически значимых действий.

Заказчик вправе потребовать, а турагент обязан предъявить заверенные исполнителем копию доверенности или выдержку
из договора, заключенного между турагентом и исполнителем.

При заключении договора оказания туристических услуг через информационную систему на сайте турагента или туроператора исполнитель либо уполномоченный турагент обязан выдать заказчику подтверждение из информационной системы в виде договора оказания туристических услуг.

Исполнитель или уполномоченный турагент выдает указанное подтверждение посредством его отправки на адрес электронной почты участника туристической деятельности не позднее дня, следующего
за днем заключения договора оказания туристических услуг.

Исполнитель или уполномоченный турагент отказывает в выдаче подтверждения из информационной системы, если заказчиком не указан адрес электронной почты, на который исполнителю или уполномоченному турагенту надлежит направить данное подтверждение.

Вся информация о туристических услугах должна быть полной
и достоверной, вред, причиненный вследствие представления неполной или недостоверной информации, подлежит возмещению в полном объеме. При этом исполнитель также может быть привлечен к административной ответственности за обман потребителей.

С учетом того, что многие туристические компании оказывают туристам визовую поддержку, обращаем внимание, что по смыслу норм Правил оказания туристических услуг исполнитель или уполномоченный турагент при получении от заказчика документов, необходимых для получения визы (виз) в страну (место) временного пребывания (транзитного проезда), в случае необходимости осуществляет консультации по вопросам оформления этих документов, а также предупреждает о причинах, которые могут повлечь отказ в открытии визы (виз).

Исполнитель или уполномоченный турагент вправе отказать
в принятии документов от заказчика в случае обоснованного сомнения
в правильности их оформления, за исключением случаев, когда заказчик
в письменной форме гарантирует правильность оформления представляемых им документов лично или путем представления подтверждения.

Оригиналы документов, необходимых для оказания туристических услуг, заказчик передает исполнителю по акту о приеме-передаче документов, который составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается у исполнителя, другой передается заказчику.

Для совершения заказчиком (туристами, экскурсантами) исполнитель обязан своевременно представить заказчику документы, необходимые для совершения туристического путешествия (билеты
на перевозку, документы для заселения в гостиницу, визы и иные).

Важно отметить, что ни исполнитель, ни заказчик не вправе
в одностороннем порядке изменять существенные условия договора оказания туристических услуг. Исключения составляют случаи, когда:

объем и качество туристических услуг не соответствуют условиям договора оказания туристических услуг. В этом случае производится замена туристических услуг, оказываемых во время осуществления туристического путешествия, туристическими услугами аналогичного или более высокого качества без дополнительных расходов заказчика,
а с согласия заказчика – туристических услуг более низкого качества
с возмещением заказчику разницы;

исполнитель изменяет маршрут туристического путешествия, если данные изменения вызваны чрезвычайными ситуациями и иными обстоятельствами непреодолимой силы либо требованиями безопасности.

3)      при оплате туристических услуг или услуг, связанных
с организацией туристического путешествия, заказчик вправе требовать предоставления кассового чека или иного платежного документа.

Несмотря на закрепление в договоре оказания туристических услуг условий о стоимости туристических услуг, сроках и порядке оплаты, договор не является платежным документом.

Следовательно, для подтверждения оплаты туристических услуг заказчик вправе требовать, а исполнитель обязан выдать кассовый чек или иной платежный документ. Отказ в выдаче данных документов является административным правонарушением, если в действиях сотрудников исполнителя не прослеживается более тяжкого нарушения.

Важно отметить, что исполнителю запрещается ограничивать потребителя в способе оплаты туристических услуг или давать предпочтения определенным способам оплаты, так как Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З ”О защите прав потребителей“ определяет наличную и безналичную формы оплаты как равные.

При этом оплата туристических услуг должна совершаться либо исполнителю, либо уполномоченному турагенту, если реализация тура осуществляется через него при наличии у турагента необходимых полномочий.

Условия договора оказания туристических услуг условий, отличные от вышеописанных, являются ничтожными.

Вытоки

О туристическом потенциале города Барановичи, Барановичского, Ляховичского и Ганцевичского районов можно было узнать на фестивале Вытокi.

Гостям рассказывали о Топ 10 для посещения в городе

 

На электронном инфокиоске показывали самые интересные достопримечательности

 

История города в фотографиях из самых интересных книг библиотеки им. Тавлая, интерактив для детей, знакомство с городом в играх